"Горные породы и минералы своей местности" ::Фестиваль «Открытый

, учитель географии Статья отнесена к разделу: Цели: определение свойств и особенностей горных пород, встречающихся в своей местности; совершенствование общеучебного умения умения сравнивать, находить общее;         развитие монологической речи. Задачи: определить в  коллекции горные породы, встречающиеся в своей местности:    калийные и поваренные соли, песок, глина, торф; Оборудование: образцы горных пород: калийные и поваренные соли, песок, глина, торф; цифровые микроскопы Digital Blue(8), компьютеры (8), медиапроектор, экран, презентация, приготовленная учителем, карточки с инструктажем и планом описания горной породы (одну на группу). Урок проводится в медиакабинете, форма работы групповая (группы определены заранее по 3 человека). 1. Организация учащихся на урок Проверка готовности к уроку. 2. Актуализация знаний На прошлом уроке мы рассмотрели группы горных пород, слагающих земную кору, по происхождению. По фотографиям определите группы горных пород по происхождению, к которым они относятся ( 1 , презентация «Горные породы», слайды 1 14, использованы фотографии из диска «Планета Земля»). Выберите лишнее и обоснуйте свой ответ: песок глина, базальт, соли, торф (слайд  15). Как вы думаете, почему именно эти горные породы мы будем рассматривать и описывать сегодня на уроке? (определяют тему урока). Какие цели урока мы можем поставить перед собой? (учащиеся называют, учитель корректирует и дополняет). 3. Прослушивание заранее приготовленных учениками мини-сообщений о горных породах своей местности в форме  рубрики «А знаете ли вы?» А знаете ли вы, что песок рыхлая, сыпучая обломочная горная порода, состоящая из минералов кварца, полевых шпатов, с примесью слюды, иногда обломков горных пород и скелетов организмов. По способу образования различают горные, морские, речные пески. А еще на Земле встречаются поющие, визжащие, свистящие, причем звучат только чистые, сухие пески. При этом долинные пески  издают тихие звуки высокой тональности, а пустынные громоподобные, низких тонов. В местах с приливно-отливным движением встречаются зыбучие пески плывучие, как вода. Если на поверхность такого песка положить какой-либо предмет, то песок быстро начнет всасывать его внутрь. Мощность подобных грунтов может достигать нескольких метров, и тогда зыбучие пески способны затягивать в свою толщу крупные предметы, даже людей и лошадей. А знаете ли вы, что глина пластинчатая горная порода, состоящая из тончайших частиц, составляет половину (50%) всех осадочных пород земной коры. Диаметр частиц менее 0,005мм. Глины бывают серого, белого, красного, желтого, коричневого, синего, зеленого, лилового и даже черного цвета. У нас преобладают красные глины. А знаете ли вы, что торф , образующийся в болотах, способен удерживать огромное количество воды. Он состоит их из неполностью разложившихся остатков растений. В зависимости от условий образования различают верховой и низинный торф. Россия располагает крупнейшими в мире запасами торфа. А знаете ли вы, что когда-то очень давно на месте нашего города плескались воды древнего моря, где и образовались соли : галит (поваренная соль), сильвинит (калийная соль), карналлит (сырье для производства магния). Их расположение похоже на слоеный пирог. Наше месторождение, одно из богатейших в мире, называется Верхнекамское. Галит это единственный минерал, который можно употреблять в пищу. В прошлом галит (поваренная соль) бывал и дефицитен, и дорог, о чем напоминает ветхозаветный обычай встречать дорогого гостя с хлебом и солью. На Руси бывали времена, когда соль доставалась лишь именитым и богатым, остальным приходилось покидать застолье «несолоно хлебавши». Причина не в редкости галита, это один из самых распространенных минералов на Земле. Однако он не встречается повсеместно, а сосредоточен в месторождениях. По цвету минерал преимущественно белый, встречается и бесцветный. Иногда из-за примесей других минералов приобретает синий или красный цвет. Красная соль сильвинит, калийная соль. Калийная соль тоже продукт питания, но для полей, чтобы получить высокий урожай. 4. Выполнение практической работы Переходим к выполнению групповой практической работы по описанию этих горных пород и минералов, сначала познакомимся с инструктажем. Инструктаж по проведению практической работы: рассмотреть внешний вид горных пород, заполнить соответствующие графы в таблице: 1, 2, 3, 4, 5; рассмотреть небольшие частички горных пород, используя цифровой микроскоп, сфотографировать их и поместить в коллекцию; описать их структуру, следы органического происхождения  у торфа (корни, стебли), увиденные  под микроскопом, заполнить  6 пункт таблицы; сделать вывод, какие горные породы по происхождению преобладают в нашей местности, указать их общие особенности; указать список группы учащихся, сдать заполненные карточки учителю. Комментарий по использованию цифрового микроскопа: Микроскоп увеличивает в 10, 60 и 200 раз, поэтому просмотрите горные породы при разных увеличениях. Разрешение микроскопа небольшое,  прежде чем фотографировать, добейтесь максимальной четкости, вращая регулировочные винты. К сожалению, микроскопы недостаточно совершенны, следовательно, качество фотографий достаточно низкое. Таблица. Описание горных пород нашей местности. Вывод: 5. Рефлексия Сделайте выводы по результатам практической работы. (Ученики читают выводы, написанные после работы). Помог ли вам микроскоп узнать что-то новое о горной породе? Какие открытия для себя вы сделали? Закончить показом коллекции сфотографированных под микроскопом горных пород, сделанной учителем, сравнить с коллекциями учеников (слайды 16 19). 6. Домашнее задание: стр. 50 51; если дома есть горные породы, найти о них материал в Интернете или книгах и       приготовить краткий рассказ к следующему уроку. Приготовить индивидуальные сообщения об использовании горных пород и минералов нашей местности к теме «Человек и мир камня» (в конце изучения темы «Литосфера»).

 

Hosted by uCoz